понедельник, 7 марта 2011 г.

"Давай поженимся" - предложение руки и горя


Однажды я выбирала книгу по названию: хотелось чего-то простенького, из серии «хлам для мозга в качестве перезагрузки». Внимание привлекло незатейливое «Давай поженимся». Предчувствуя лёгкую наживу любовного романишки, - прочитал и забыл, – бросила взгляд на первую страницу. Ага, то, что нужно: он, она, любовь уже угадывается, вино и пляж – расслабуха для мозга, что и требовалось. Автор Джон Апдайк. И этого я не учла.

Произведение оказалось жёстким, хлёстким, крайне обнажающим душу читателя через призму душ героев. Оно словно вцепилось в меня. Не я в него, а оно – в меня! Итак, героев четверо: семейные пары Джерри и Руфь, Ричард и Салли. Джерри и Салли любовники. Ричард и Руфь тоже. Две пары, но такие разные романы. Разная любовь, разные причины измен. Объединяет лишь горечь. Уже в самом начале текста звучит песня с очень символичным названием "Рождённые для утрат":

Мечты всегда, всегда
Мне приносили только боль…

И это и есть лейтмотив: любовь-мечта, любовь-боль.
Джерри мечется, не может признаться жене. А когда всё же признаётся, не может уйти. Начинаются мучительные диалоги, выяснения отношений, каждый предлагает свой выход. Салли ждёт, Руфь просит отсрочку развода, Ричард же, узнав обо всём, энергично начинает переговоры с адвокатами. Только Джерри идёт у всех на поводу, не в состоянии принять собственное решение. И хоть обозначены в романе четыре угла, а фигура получается – круг. Замкнутый. Глубоко сопереживая, жалеешь всех и ненавидишь тоже. Я сочувствовала героям, и они меня раздражали. Не знала, какой путь предложила бы я, и ждала финала с нетерпением. А когда Джерри так и не решился остаться с Салли, обозвала его тряпкой. И даже плюнула от злости! Тюфяк Джерри выводил меня из себя. Но роман написан так, что читатель не стоит на стороне какого-то одного героя: пропуская через себя чувства каждого, я понимала и его. Джерри "по-правильному" остаётся с женой и тремя детьми, и я вздохнула с раздраженным, но облегчением. Но тут финальная фраза, в которой Джерри мечтает когда-нибудь вновь встретить свою Салли и, глядя в её печальное лицо, сказать: «Давай поженимся». И я понимаю, что это не закончится никогда. Что именно так происходило бы в жизни. И романтичное «давай поженимся» заставляет вздрогнуть от ощущения безысходной горечи. Книга беспощадна, она не даёт надежды на торжество любви. Лёгкого чтива не вышло. Это было грандиозно! Апдайк настолько наполнил душу болью, что я боюсь его перечитывать. Он не морализаторствует. Читателю всё ясно без подсказок. Непринуждённо и изысканно, автор рассказывает историю истерзанных сердец. Слышала отзыв, что роман - отличное противоядие от адюльтера. Пожалуй, соглашусь. Не рекомендую читать изменщикам, потому что если их душа всё ещё не стонет, то это произойдет.
Наталья Клокова

2 комментария:

  1. Великолепная рецензия! просто, с юмором и все понятно!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательно написано!Читай скорее новую книжку.

    ОтветитьУдалить