среда, 23 ноября 2011 г.

«Береги, Нюра, детей и жди с победой!»


рис.Екатерины Граждан

Такой наказ давал жене советский солдат Василий Никифоров, уходя на войну. И Анна ждала его до самой своей смерти, не зная, что супруг погиб подо Ржевом в 1942 году. Дети нашли сведения об отце только 65 лет спустя.

Житель города Сергей Никифоров принес в редакцию необычное письмо от его дяди - Дмитрия Васильевича Никифорова, что живет в Краснодарском крае. Отправитель - отряд «Поиск» из Мичуринска Тамбовской области. Содержание - отрывок из книги «Памяти и славы» о Василии Никифорове — деде железногорца.
Дед Сергея Никифорова Василий Филиппович родился в селе Старо-Суркино Куйбышевской области (ныне Самарская) в 1904 году. С началом войны ушел на фронт добровольцем, оставив дома жену Анну и детей.
«Когда отец уходил на войну, нас в семье осталось без кормильца семеро детей — три дочери и четыре сына, - пишет в письме Дмитрий Васильевич. - «Береги, Нюра, детей и жди с победой!» - сказал он маме. Но легко ли было в суровую военную пору накормить, одеть и послать в школу семерых голодранцев, старшему из которых было 15 лет, а младшему — годик. И все это «наследство» легло на хрупкие плечи нашей многострадальной мамы. От темна до темна трудилась она на колхозном поле, за что получала палочку в табеле о трудоднях. Продуктов давали на них мало, потому что все, что выращивалось на колхозных полях и фермах, шло в фонд обороны. В тот же фонд каждый колхозник в виде налога натурплатой - должен был сдать часть продукции, выращенной в личном хозяйстве, как сейчас говорят, личном подворье, — мяса, молока, подсолнечного масла. А нам, детям, оставалась картофельная шелуха, подсолнечный жмых, молочный обрат и лебеда с этого самого подворья.
И все бы ничего, вернись отец с фронта, но вместо него пришло извещение, что наш отец пропал без вести на Ленинградском фронте. Думки у нас были всякие, но в гибель отца мы не верили. Мама не раз говорила, мол, может, это ошибка, может, он ранен и лежит в госпитале, и не может написать письмо, но время шло, а вестей об отце не было никаких.
Маму нашу постоянно терзал вопрос, как жить дальше, как поднять детей. Она уговорила председателя сельсовета отпустить ее с детьми на работу в ближайший леспромхоз. Конечно, работа там была тяжелой: мама работала конюхом, а старшая сестра — в это даже сегодня трудно поверить! - валила бензопилой лес, и распиливала его на швырок для топок паровозов. Остальные дети тоже помогали маме — кто нянчил чужих детей, кто заготавливал корм для скотины. А младшие сидели на печи босые и голодные. Так мы и дожили до Победы, но и она не принесла облегчения нашей многострадальной семье. И мама, наша милая и отважная мама, солдатская вдова Анна Герасимовна Никифорова, завербовалась, как тогда говорили, и увезла нас всех аж на Камчатку (семья занималась заготовкой рыбы — ред.) Как мы жили, росли и мужали на краю света, рассказ отдельный и долгий, но, славу Богу, все выжили, выучились, не уронив чести нашего погибшего на фронте отца. Одно мучает до сих пор, где же он погиб, где сложил свою головушку?»
В начале 2000-х братья Дмитрий и Александр Никифоровы занялись поисками погибшего отца. Три года поисков и длинные бумажные дорожки писем, документов и запросов привели их в конце 2009-го года в Мичуринскую отряд «Поиск». Ребята достойно выполнили свой долг и нашли место, где в бою за Ржев 4 августа 1942 года погиб стрелок-автоматчик Василий Никифиров (в районе деревни Харино).
К сожалению, Василий Филиппович остался непохоронненым и поэтому значится как пропавший без вести. «Но он не пропал, он сложил свою головушку за нашу Социалистическую Родину. Светлое имя его записано в книгах памяти Самарской области и на Камчатке, где жила его семья после войны. Вечная ему память!» - это строки из письма Василия Мединского, члена группы «Поиск».
«Наконец-то наступила ясность, сегодня мы знаем, куда поехать, чтобы почтить память отца и деда, - говорит Сергей Никифоров. - Я горжусь тем, что мой дед воевал и погиб за нашу Родину. Он отстоял нашу землю и, тем самым, дал жизнь всем нам».
От автора:
Вот так из строк писем, полных горести, боли и, вместе с тем, светлой гордости, и складывается история простых семей, потерявших кормильца в лихие военные годы, но, благодаря своему упорству, а также энтузиазму поисковых отрядов, нашедших сведения о родном человеке. Анна Герасимовна не дождалась этой светлой минуты - она умерла в середине 80-х. Для нее любимый супруг Василий Филиппович навсегда остался пропавшим без вести, но все же живым. А для детей и внуков рассеян теперь мрак неизвестности.
Валентина Глянцева.



Комментариев нет:

Отправить комментарий