вторник, 29 ноября 2011 г.

Новый год – со слезами на глазах


«Для меня встреча Нового года полна слез, горя, утрат. Не люблю я его. Буду плакать в одиночестве, вспоминать прошлое, а оно для меня – кошмар. Этого нельзя забыть. Нас, старых людей, прошедших горнило войны, становится все меньше. В книгах уже пишут совсем другое, не то, что было, или совсем ничего не говорят.
Жили мы в подвале разрушенного дома. Нас, маленьких детей, прятали от немцев.

31 декабря 1941 года мы встречали с елочкой. Наши родители старались для нас, чтобы мы не ощущали трагедии, в которой очутились. Жители подвала посидели, поговорили, поплакали и отправились в свои углы спать. А вскоре среди ночи нас разбудили пьяные крики немцев, лай собак, шум подъезжающих машин. Всех жителей стали выгонять на улицы, заталкивать в машины и увозить. Столько было слез, стонов, а в ответ – смех и собачье рычание.
Вот так, по злой иронии судьбы, меня, четырехлетнюю девочку, лишили детства и радости. На три года закинули в концлагеря. Сначала был Гомель (Белоруссия). Там мы, дети, были заложниками, а наши родители ходили на работу. Страшный, холодный, метельный 1942 год. В бараках холод, промерзлые стены и полы... Снова нас согнали в длинную колонну и погнали в сторону Минска. Остановка была среди болота. Оно было обнесено колючей проволокой. Потом узнали, что это были «Озаричи» - единственный в истории второй мировой войны объект, в создании которого участвовал сам Гитлер и его пособники, военачальники высшего звена. Почему-то официальная историография обошла молчанием трагедию концлагеря «Озаричи», где умышленно заражали тифозной инфекцией, где у нас, детей, забирали кровь. По иронии судьбы в 1942 году угнали много узников концлагеря – на работу в Германию. Среди них была и моя мама.
Еще по иронии злой судьбы в 1944 году выстроили нас в шеренги и погнали под конвоем немцев и собак. Пригнали нас на какой-то полустанок, где стояли железнодорожные составы. Везли нас долго. Тех, кто умирал, выбрасывали из вагонов. На воротах было написано: «Arbeit macht FREI» - «работа делает свободным». Свободы не было, а были побои, крики, забор крови и голод. Кругом - полицаи, капо, эсэсовцы в черных мундирах. Как мы выжили, одному Богу известно. Может, он нас пожалел, не дал нам умереть в нечеловеческих условиях. От нас остались только скелетики, обтянутые кожей. В семилетнем возрасте я весила всего 5700 граммов. Много потом пришлось врачам приложить усилий, чтобы вдохнуть в эти кости жизнь.
Затем был детский дом. Окружены мы были теплом и заботой, и сердечки наши стали оттаивать. Свой первый Новый год (по идее, уже второй) я встречала в кругу таких же обездоленных детей, как и я. Была елка, и все ждали Дедушку Мороза, который должен был посетить и нас. Мы ждали весточки от наших родителей и подарки. Первый раз в жизни я получила подарок от Деда Мороза.
Прошли годы, все стало забываться, но наступление Нового года для меня всегда слезы, печаль оттого, что война забрала детство. Вот такую злую шутку сыграла «ирония судьбы» в моей жизни».
Тамара Колосова, бывшая узница транзитного концлагеря «Терезин».




Комментариев нет:

Отправить комментарий