пятница, 9 декабря 2011 г.

Армия: священный долг или принудительная обязанность


На гостиной «О чем расскажет семейная фотография?» семейного клуба Диалог» школы №4 Алексей Леонович Поляков присутствовал вместе с внучкой Дашей. Его уникальный фотоальбом бережно хранит память о предках и событиях из жизни. За каждой фотографией стоит семейная история, рассказы о родных и близких. Среди этих черно-белых снимков имеются и те, которые связаны с одним из значимых периодов жизни Алексея Леоновича – службой в армии. На сегодня это одна из острейших проблем России, волнующая призывников и их родителей.

Конечно, служить!
По окончании десятилетки Алексей мечтал поступить учиться, но у его отца было другое мнение: «Отслужи, а потом делай, что задумал». Поэтому до призыва в армию Алексей работал на сахарном заводе. В деревне в те времена служба в армии являлась показателем взрослости, достоинства. Если молодой человек по каким-то причинам не служил, его считали ущербным. Также полагалось, что, отслужив, он созрел и для создания семьи. Служить или не служить – такой вопрос в семье Поляковых, да и во всей стране, тогда не обсуждался: это было священным долгом каждого гражданина СССР.
В 1959 году началась и служба Алексея, длившаяся четыре года. Уже после прохождения комиссии ему объявили, что будет служить во флоте. Правда,  пареньку из среднерусской глубинки в это особо не верилось. Вначале был Киев и 8 месяцев учебы. Большое внимание уделялось физической подготовке. Уже   здесь пригодился его 3-й разряд по спортивной гимнастике: курсант Поляков  показывал остальным образец работы на кольцах, брусьях, перекладине. Алексей Леонович отмечает, что отношение к служащим со стороны офицерского состава было уважительным: к курсантам и матросам обращались на вы.
По окончании учебы поезд «Киев-Владивосток» привез молоденького матроса на Тихоокеанский флот. За год до окончания службы старшина первой статьи Поляков уже имел жетон «За дальний поход», который выдавался морякам, прошедшим в море 10 тысяч миль. Он прошел гораздо больше, потому что за годы службы четыре раза побывал в командировке (так называлось плавание в океане): первый – 6 месяцев, второй – 3 месяца, третий, четвертый поход – по первому месяцу. В общей сложности 11 месяцев на воде. Разве можно представить такое в сегодняшнее время?

Первый поход в океан и важное государственное задание
Самым впечатляющим был, конечно, первый поход. Состоялся он в памятном для страны 1961 году. Тихий океан оказался совсем не тихим. Как и большинство, пережил матрос Поляков морскую болезнь, хотя довольно быстро адаптировался к качке. Его родители тоже испытали немало горьких минут: единственным средством связи в то время были письма, которых полгода не приходило в родительский дом. Родители обратились в военкомат с просьбой выяснить причину молчания сына. А он писать не мог, потому что, как сообщено в письме из воинской части, которое сохранилось у Алексея Леоновича, находился в длительной командировке.
На судне обеспечения Алексей выполнял государственное задание, связанное с первым  полетом человека в космос. Как известно, первые космические корабли были далеки от совершенства, поэтому во время приземления могло совершиться непредвиденное, в том числе и посадка в океане. В случае аварийного приводнения нужно было в кратчайшее время поднять космонавта на борт. Всё это, правда, от матросов хранилось в строгом секрете.
В заданный район Тихого океана (район тропиков) они прибыли ранним утром и были просто сражены тем, что в голубой дымке наступающего дня шёл на сближение с ними американский сторожевой корабль. Он подошёл так близко, что удалось всё рассмотреть в деталях. «Наших моряков поразило, - рассказывает Алексей Поляков, - что американские служащие были свободно одеты: кто в шортах, кто вовсе раздет по пояс. Такой вольности на нашем флоте не было – каждое утро в зависимости от погоды объявлялась форма одежды. По цвету кожи матросы были разные. На нашем корабле все службы были приведены в готовность и по трансляции сообщили, что запущен космический корабль с человеком на борту. Алексей Леонович вспоминает, как они услышали позывные Юрия Гагарина: «Земля, Земля, я Сокол, я Сокол! Полёт проходит нормально». Радости и гордости не было предела».
Американский сигнальщик на флажках передал: «Молодцы, русские! Поздравляем!» На нашем корабле возникло замешательство. Международные отношения с Америкой были сложные: сверхдержавы тщательно скрывали друг от друга результаты работы в области космонавтики. Руководство корабля запретило отвечать на поздравление и проявлять эмоции. А с американского судна матросы махали руками, улыбались. Позже, пояснил Алексей Леонович, появилось объяснение, почему к этому квадрату подошел и американский корабль. Этот секрет, связанный с полетом Юрия Гагарина, выдал американской разведке один из членов нашего Генерального штаба полковником Пеньковским.
Во время Карибского кризиса Алексея в числе четверых лучших матросов командование пригласило в штаб и предложило в качестве добровольцев отправиться на Кубу. Но все ребята отказались: заманчиво, но не входила в их планы такая командировка - заканчивали третий год службы.

Тихоокеанский флот 60-х
Алексей Поляков вспоминает, что во время службы были разные ситуации, но чувства страха не было. Сознательность и дисциплина - на высочайшем уровне, все строго и четко исполняли свои обязанности, не перекладывая их на товарищей. Офицерский состав представлял собой людей образованных и культурных, владеющих двумя и более иностранными языками. Доброжелательное, внимательное отношение к матросам было в порядке вещей, необоснованного давления и, тем более, незаслуженных наказаний не было. О таком явлении, как дедовщина, насквозь пронизавшем современную армию, даже и понятия не имели. Алексей Леонович с улыбкой вспоминает, как лишь однажды, когда они находились на берегу, от старшего поступило предложение: «Поляков, ты не согласишься вместо Бажинова почистить картошку на камбузе? Там будет Кузнецов, он знает много анекдотов, скучно не будет». На это Алексей, разумеется, быстро согласился. Такая «несправедливость» за всю его службу была единственный раз.
Не так давно в СМИ было сообщение, что на Русском острове, где Поляков был два раза, матросы от плохого питания и истощения попадали в госпиталь. Алексея Леоновича поразило это известие, так как в годы его службы проблем с питанием не было никаких, даже предлагали дополнительные порции.
Многое от того времени осталось в памяти: это почти всегда штормовая погода, встречи с японскими рыбаками, такими морскими обитателями, как акулы, дельфины, в штилевую погоду наблюдали китов с фонтанчиками воды над головой. Был и опасный момент, когда во время шторма его чуть не смыло волной за борт.
И единственное, о чём он жалеет, что во время службы у матроса Полякова не было возможности рисовать. Такие пейзажи окружали его все эти годы! Однако многое из увиденного осталось на фотографиях.

Служба сына в Кремлёвском полку

Когда пришло время служить сыну, Алексей Леонович тоже воспринял это как должное. Да и сам Юрий, носящий имя Гагарина, в военкомате заявил, что, как и отец, желает служить во флоте. Но судьба распорядилась по-другому. В 1989 году Юрия призвали в ряды СА для службы в Кремлёвском полку. Пройдя шестимесячный курс молодого бойца, он два года отслужил на Почётном посту №1 у Мавзолея. В этих элитных войсках не было привычных нарядов, но огромное количество часов служащие проводили на плацу в изнуряющих тренировках, чтобы добиться уникальной чистоты и четкости движений во время смены караула. Все, кто бывал в то время на Красной площади, любовались красивыми солдатами, стоящими не шелохнувшись. Родители вспоминали, как они приезжали к сыну на день открытых дверей: их кормили в солдатской столовой, сыну вручили грамоту за хорошую службу, а маме подарили цветы. Им также пришлось пережить трудные минуты. Как и отец, во время службы  Юрий был свидетелем одного из напряженных исторических моментов страны, который был связан с политическим событием, именованным путчем. Тогда солдаты полка трое суток просидели в казарме, не раздеваясь.

В армейской службе должен быть порядок и смысл

Подходит время служить и внуку Алексея Леоновича, студенту ЖГМК. И такой уверенности в обязательной службе в армии теперь у деда нет. Как и всех нас, его беспокоят страшные безобразия, происходящие в современной армии, халатное, безразличное отношение к служащим со стороны офицерского состава, ведущие к смертям, увечьям. Относительно 60-х годов, когда служил Алексей Поляков, в армии произошли большие перемены, да и страна уже другая. Он, сам честно служивший и воспитавший в этих традициях сына, не против службы в армии, но в этой службе должен быть смысл и порядок. «Товарищи матросы! Вы охраняете мирный труд граждан своей страны и спокойный сон наших детей! – такой была задача у служащих 60-х годов. И они ее с честью выполняли, потому что их этому серьезно учили – защищать своё Отечество, его богатство и народ. А сейчас? Служба в армии больше похожа уже не на священный долг, а опасную принудительную обязанность, к тому же богатства страны принадлежат далеко не всему народу, а его отдельным представителям. 

Елена Чернухина, замдиректора и руководитель семейного клуба «Диалог» МОУ «СОШ №4».



Комментариев нет:

Отправить комментарий